Архивы — память общины |
|||||||||||||||||
|
Расширение
прав и возможностей как механизм социального преобразования
Комиссия социального развития
Пятьдесят первая сессия
6–15 февраля 2013 года
Последующие мероприятия по итогам Всемирной встречи на
высшем уровне в интересах социального развития и двадцать
четвертой специальной сессии Генеральной Ассамблеи:
приоритетная тема: содействие расширению прав и возможностей
людей в целях достижения искоренения нищеты, социальной
интеграции и полной занятости и достойной работы для всех
Заявление, представленное Международным Сообществом Бахаи,
неправительственной организацией, имеющей консультативный
статус при Экономическом и Социальном Совете
Генеральный секретарь получил нижеследующее заявление,
которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37
резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.
Заявление
Понятие «расширение прав и возможностей» стало неотъемлемой
частью философии развития. Несмотря на то, что часто его в
первую очередь связывают с гендерным равенством, ход
глобального развития потребует пересмотреть это понятие и
его применение ко многим аспектам жизни человека. Излагаемые
ниже размышления о целях, основных действующих субъектах и
необходимых предпосылках, связанных с расширением прав и
возможностей, призваны помочь Комиссии социального развития
в рассмотрении этого важного вопроса.
Концепция расширения прав и возможностей
Термин «расширение прав и возможностей» означает многое для
большого числа людей. Однако практически во все определения
этого термина входят понятия выбора, свободы,
представительства, потенциала, участия, автономии и
наращивания ресурсов. Поэтому консенсус в отношении понятия
«расширение прав и возможностей» может быть построен на его
понимании как средства повышения качества жизни и укрепления
основ человеческого благополучия. В обобщенном виде
расширение прав и возможностей может служить механизмом
осуществления глубоких и масштабных общественных
преобразований.
Процесс общественных преобразований можно изучать на
индивидуальном и структурном уровнях. С одной стороны,
изменения в обществе рассматриваются как результат развития
личности благодаря образованию, обучению, доступу к
материальным ресурсам и т.п. Согласно этой точке зрения
предполагается, что структурные изменения являются
автоматическим результатом личностных изменений. К
сожалению, на практике это редко происходит, поскольку даже
люди, пользующиеся этими ресурсами, оказываются в условиях,
предполагающих участие в деспотичных структурах общества. С
другой стороны, человек рассматривается исключительно как
продукт общества, и изменения считаются невозможными до тех
пор, пока сначала не изменятся общественные структуры, в
основном связанные с политической властью. Однако слишком
часто в рамках такого подхода отстаивается мысль о том, что
цель оправдывает средства, что приводит к ситуациям
несправедливости и угнетения.
Наращивание потенциала отдельных лиц и общностей людей для
создания более справедливых и равноправных структур общества
требует такой концепции социального развития, которая бы
избегала этих крайностей. Личностные и структурные
преобразования находятся в тесной взаимосвязи, поскольку
внутренний мир отдельной личности формирует ее социальную
среду, а эта среда, в свою очередь, оказывает глубокое
влияние на душевное и психологическое благополучие этого
человека.
Использование метафоры государственной корпорации,
представляющей все человечество в виде единого социального
организма, позволяет рассматривать расширение прав и
возможностей как средство для трансформации отдельных людей
и общества. Имплицитно для этой концепции характерны такие
черты, как взаимозависимость отдельных частей и целого;
необходимость сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
необходимость различать и в то же время гармонизировать
роли; необходимость в институциональных механизмах, которые
поддерживают, а не подавляют; и наличие коллективной цели,
которая ставится превыше цели любого составного элемента.
Исходя из этой точки зрения, расширение прав и возможностей
не только зависит от функционирования, но и способствует
развитию системы, в рамках которой различные действующие
субъекты получают необходимые ресурсы, чтобы внести свой
уникальный вклад в общее дело.
Приведенные выше тезисы позволяют рассматривать расширение
индивидуальных и коллективных прав и возможностей как
расширение перспектив, наращивание потенциала и укрепление
воли людей к тому, чтобы самим выступать творцами
человеческого благосостояния и процветания.
Основные субъекты общественных преобразований
Кто играет основную роль в процессах общественных
преобразований?
Опыт подсказывает, что важнейшую роль играют три субъекта:
личность, общественные институты и общность людей. В этой
связи можно утверждать, что расширение прав и возможностей
подразумевает содействие отдельным людям в творческой и
дисциплинированной реализации своего созидательного
потенциала, содействие институтам в осуществлении их
полномочий таким образом, чтобы это привело к всеобщему
прогрессу и развитию, и содействие общинам в создании таких
условий, при которых будет происходить обогащение культуры,
а воля и способности отдельных людей будут направлены на
решение общих дел.
Наращивание потенциала этих субъектов потребует тщательного
пересмотра предположений о природе человеческой личности.
Особого внимания заслуживают понятия «мы» и «они». Зачастую
обсуждение вопросов развития основывается, к примеру, на
представлении о том, что «наделенные более широкими правами
и возможностями» члены общества помогают «обездоленным» и
«маргинализованным». Стремление устранить социальное
неравенство является, безусловно, благородным помыслом, но
деление на «мы» и «они» ведет лишь к сохранению и
усугублению существующего неравенства. Необходимо тщательно
подумать о том, как подойти к проблеме расширения прав и
возможностей как ко всеобщему и коллективному делу в отличие
от представления о том, что имущие одаривают неимущих.
С этим тесно связан вопрос о том, кто обладает широкими
правами и возможностями, а кто — нет. Необходимо устранить
исторически сложившиеся ситуации неравенства. Однако рамки
развития должны быть такими, чтобы каждый человек и каждая
группа людей имели возможности для улучшения своего
положения. С этой точки зрения маргинализованные слои
населения не представляются совершенно бессильными, а
привилегированные люди не всемогущи. Все обладают
потенциалом развития, и на всех лежит ответственность за
обеспечение всеобщего благосостояния.
Наконец, хотя расширение прав и возможностей означает, что
кому-то или чему-то предоставляются властные полномочия в
ходе дискуссий по вопросам развития в Организации
Объединенных Наций, социальная динамика власти, как
представляется, зачастую игнорируется. Тот факт, что вопрос
о динамике власти включить в эти дискуссии оказалось сложно,
предполагает необходимость в выработке новых альтернативных
подходов. Как концептуально представить власть иначе, чем
состояние, при котором один получает, а другой теряет? Как
перестать связывать с властью отношения контроля и
господства и начать говорить о возможностях и способностях?
Как подойти к этому феномену как к неотъемлемой части всех
общественных отношений и институтов, а не к ресурсу, который
можно приобрести или потерять? Мы считаем, что работа в этом
направлении поможет хорошо понять средства и цели расширения
прав и возможностей.
Обязательные условия для осуществления общественных
преобразований
Поскольку люди без права голоса мало влияют на принятие
решений, от которых зависит их жизнь, участие в общественных
системах и структурах является важнейшим условием,
необходимым для осуществления общественных преобразований.
Однако чтобы дело не ограничилось косметическими мерами,
участие должно быть обстоятельным и творческим.
Недостаточно, чтобы люди просто пользовались результатами
осуществления проектов, даже, если они будут влиять на
принятие некоторых решений. Их участие в процессах принятия
решений должно быть гораздо более емким и предусматривать
выявление проблем, разработку решений и подходов,
использование результатов и определение критериев оценки.
Вместе с тем участие нельзя отождествлять с расширением прав
и возможностей; участие в ущербных системах может лишь
способствовать сохранению существующих несправедливых
отношений. Для обеспечения общего блага люди должны обладать
как возможностями оценивать сильные и слабые стороны
существующих структур общества, так и свободой выбора —
участвовать ли в этих структурах, работать над их
реформированием или прилагать усилия для создания новых.
Наращивание потенциала народов мира и общественных
институтов во имя создания процветающего и справедливого
общества потребует значительного расширения доступа к
знаниям. Это означает применение подходов, способствующих
получению, применению и распространению знаний на местном
уровне. Уделение особого внимания укреплению местного
потенциала для получения, применения и распространения
знаний, а не беспрекословному принятию «решений»,
предлагаемых извне, может помочь запустить непрерывный
процесс практических действий и теоретического осмысления, в
рамках которого воспитывалось бы уважение к накопленным
знаниям той или иной общности людей, укреплялась бы ее
уверенность в своей способности разрабатывать, применять и
оценивать решения и оказывалось бы содействие в
систематизации и расширении знаний на местном уровне.
Результатом стал бы систематизированный и последовательный
процесс обучения, который постепенно охватил бы более
широкий спектр общественной деятельности.
В конечном итоге будет играть важнейшую роль в расширении
прав и возможностей населения стать проводником общественных
преобразований способность определять первопричины
несправедливости. Несмотря на свои потенциальные
преимущества, население, если оно окажется не в состоянии
определить факторы социальной несправедливости и
неравенства, не сможет их устранить. Расширение прав и
возможностей, предусматривающее преобразования в обществе,
предполагает способность выявлять силы, которые формируют
реальные общественные отношения, определять возможности и
вызовы, которые создаются благодаря этой реальности, и
разрабатывать инициативы для улучшения жизни общества.
Дополнительные аспекты
Предстоит найти ответы еще на многие вопросы. Каким образом
можно измерить расширение прав и возможностей? Как мы
представляем расширение прав и возможностей на уровне
отдельного человека, общности людей и общественных
институтов? Как обеспечить, чтобы наши усилия по содействию
отдельным людям и общностям людей самим стать творцами
собственного развития не привели к еще большему закреплению
понятий «мы» и «они» или «развитые» и «развивающиеся»? Как
сделать, чтобы эти усилия помогли расширить наши горизонты и
укрепить наши возможности и волю, а не создали бы отношения
зависимости? Как подойти к осуществлению общественных
преобразований, чтобы это стало всеобщей и коллективной
задачей, а не мероприятиями, осуществляемыми «имущими» на
благо «неимущих»? Какое реальное отражение должна найти
власть, которая основывалась бы на понятиях любви, знания,
солидарности, правдивости и мудрости? Как обеспечить
взаимное расширение прав и возможностей в отношениях между
людьми на всех уровнях общества?
|