Архивы — память общины |
||||||||||||||||||||
|
Изменение характера процесса коллективного
обсуждения: признание ценности единства и справедливости
Комиссия социального развития
Последующие мероприятия по итогам Всемирной
Международное Сообщество Бахаи (отделение Организации
Объединенных Наций), являющееся международной организацией,
имеющей специальный консультативный статус при Экономическом
и Социальном Совете.
Генеральный секретарь получил прилагаемое ниже заявление,
которое распространяется в соответствии с пунктами 36 и 37
резолюции 1996/31 Экономического и Социального Совета.
Заявление
1.
Наиболее притягательной моделью для интеграции мировых
культур и народов служит процесс жизнедеятельности
человеческого организма с присущей ему сложностью и
скоординированностью. В организме функционируют миллионы
клеток самых разнообразных по форме и функциям, которые
взаимодействуют, чтобы сделать существование человека
возможным. Каждая крохотная клетка играет свою роль в
сохранении здорового тела; с самого начала каждая из них
связана с продолжающимся на протяжении всей жизни процессом,
в котором она что‑то отдает и что‑то получает. Аналогичным
образом, прилагаемые во всем мире усилия по созданию общин,
которые в своей жизни руководствуются ценностями
сотрудничества и взаимности, бросают вызов понятиям о том,
что человек по своей натуре в основном эгоистичен, склонен к
соперничеству и движим материальными соображениями. Растущее
осознание общности людей, скрывающейся под покровом нашей
разного рода самоидентификации, по‑новому определяет наши
отношения друг с другом как народов, наций и коллективных
хранителей нашей природной среды. Понимание того, что все мы
являемся частью одной неделимой человеческой семьи, может
вызывать неприятие в некоторых обществах или
приветствоваться в других как освобождение от удушающего
угнетения, но как бы то ни было оно становится стандартом, в
соответствии с которым дается оценка нашим коллективным
усилиям.
2.
В этот период перехода к новому социальному порядку процессы
социальной интеграции набирают ход вместе со связанными с
этим процессами дезинтеграции. Разрушенные моральные устои,
отслужившие свой век институты и чувство разочарования
служат источником хаоса и упадка общественного порядка, в то
время как объединяющие силы создают новые основы для
сотрудничества и изменяют характер и масштабы коллективной
деятельности. О таких объединяющих процессах свидетельствуют
расширяющиеся социальные сети, чему, в частности,
способствуют информационная технология; расширенное
избирательное право и организованное участие в процессах
управления; коллективные подходы к формированию и
распространению знаний; масштабность просветительской работы
и работы по повышению уровня осознания взаимозависимости
людей; эволюция новых механизмов международного
сотрудничества. Аналогично можно наблюдать формирующиеся
процессы принятия решений, которые носят все более
инклюзивный, объединяющий и справедливый характер и бросают
вызов местничеству как средству решения проблем, с которыми
сталкиваются во все большей степени взаимозависимые общины.
3.
В этом контексте Международное Сообщество Бахаи хотело бы
поделиться своим опытом, связанным с процессом коллективного
рассмотрения вопросов, именуемого «совещание», который
является основой для обсуждения и принятия решений в общинах
бахаи во всём мире. Совещание — это один из подходов к
коллективному рассмотрению вопросов, который является
объединяющим, а не разделяющим. Участников побуждают
свободно выражать свои мысли в ходе обсуждения, но в
достойной и вежливой манере. Обязательной является
обособленность от чьей‑то позиции или мнения, и после того,
как идея озвучена, она более не ассоциируется с тем, кто ее
высказал, а становится материалом, который группа может
принять, изменить или отклонить. По мере того, как совещание
разворачивается, участники стремятся определить и применить
моральные принципы, актуальные для рассматриваемого вопроса.
Они могут касаться равенства мужчин и женщин, регулирования
деятельности по охране окружающей среды, ликвидации
предрассудков и ликвидации крайних проявлений богатства и
нищеты. В отличие от пристрастных конфронтации или
обсуждений такой подход преследует цель перенести дискуссию
ближе к центру, уходя от коллизии претензий и интересов и
становясь на платформу принципов, на которой возрастает
вероятность того, что обнаружатся и возобладают коллективные
цели и направления действий.
4.
Большое значение придается разнообразию точек зрения и
вкладов, которыми отдельные лица обогащают дискуссию.
Разнообразие используется для повышения уровня
содержательности коллективного рассмотрения вопросов и
обсуждений. Активно испрашиваемые мнения у тех, кто обычно
исключен из процесса принятия решений, не только расширяют
диапазон интеллектуальных ресурсов, но и способствуют
формированию чувства доверия, сопричастности и взаимной
приверженности, необходимого для коллективных действий.
Например, признание роли многообразия и поощрение тех, кто в
меньшинстве, помогают формировать практику избрания местных
управляющих советов (именуемых Местными Духовными
Собраниями) в общинах бахаи; в случае равного распределения
голосов должность предоставляется кандидату от меньшинств.
5.
Однако многообразие точек зрения как таковое не дает общинам
средства для ликвидации разногласий или урегулирования
социальной напряженности. В процессе совещания ценность
многообразия неразрывно связана с целью единства. Это не
идеализированное единство, а то единство, которое признает
различия и направлено на то, чтобы устранить их в рамках
процесса принципиальных обсуждений. Это является единством в
многообразии. Хотя у участников разные точки зрения или
понимание вопросов, они взаимно обсуждают и анализируют
расхождения во взглядах на совместной основе в рамках
совещания, базируясь на приверженности процессу и принципам,
которые его направляют. В условиях, когда секты,
политические фракции, конфликтующие группы и укоренившаяся
дискриминация ослабляют общины и ставят их перед опасностью
эксплуатации и угнетения, единство, основанное на
справедливости, является качеством взаимодействия людей,
которое необходимо поощрять и защищать. Принцип «единство в
многообразии» применяется также и к механизму выполнения
решения консультирующего органа: все участники призваны
поддерживать решение, вынесенное группой, независимо от
мнений, выраженных ими в ходе обсуждений. Если решение
оказывается неправильным, все участники сделают выводы из
недостатков и, в случае необходимости, пересмотрят решение.
6.
Принципы и задачи процесса совещания зиждятся на понимании
того, что люди по существу благородны, у них есть разум и
совесть, а также способности для познания, понимания,
сострадания и служения во имя общего блага. При иной точке
зрения навешивание таких ярлыков, как «маргинализованные»,
«нищие» или «уязвимые» с акцентом на упор в потребностях и
недостатках, зачастую затушевывает эти человеческие качества
и способности. Потребности и лежащие в их основе
несправедливости, вне всякого сомнения, должны
рассматриваться в рамках консультативного процесса, однако
люди, участвующие в совещании, должны стремиться к тому,
чтобы рассматривать друг друга с учетом присущего им
достоинства и потенциала. Каждому из них должна быть
предоставлена свобода обращаться к разуму и совести;
высказывать свои мнения; самостоятельно искать правду и
смысл; и смотреть на мир своими глазами. Многим из тех, кто
не испытал таких свобод, совещание помогает начать этот
процесс, благодаря которому они постепенно становятся
движителями своего собственного развития и полными
участниками жизни мировой цивилизации.
7.
Опыт международного сообщества бахаи, проживающих в
188 странах и на 45 территориях, свидетельствует о том, что
консультативный процесс имеет универсальный характер и не
отдает предпочтения какой‑либо одной культуре, классу, расе
или полу. Бахаи стремятся применять принципы совещания в
своих семьях, общинах, организациях, бизнесе и выборных
органах. Эта практика по мере ее совершенствования позволяет
участникам лучше разбираться в рассматриваемых вопросах и
понимать их; формировать более конструктивные способы
выражения мнений; ориентировать разнообразные таланты и
позиции на достижение общих целей; координировать идеи и
практические дела; и обеспечивать справедливость на каждом
этапе процесса. В целях расширения и применения указанных
интеграционных процессов во всем мире и создания для них
возможности действительно приносить свои плоды необходимо
сочетать их с усилиями, направленными на обеспечение
всеобщего образования, реформирование моделей управления,
ликвидацию предрассудков и крайних проявлений богатства,
нищеты, а также пропаганду международного вспомогательного
языка для облегчения коммуникации между всеми народами и
странами. Благодаря таким усилиям появятся объединяющие и
справедливые формы социальной интеграции, используя которые
все народы могут сообща двигаться к цели построения нового
общественного порядка.
8.
В заключение мы предлагаем вам присоединиться к совместному
процессу рассмотрения и обсудить следующие вопросы. В
отношении совещания: какие предположения относительно
характера человека и социальной организации лежат в основе
состязательного характера моделей обсуждения и принятия
решений (например, дискуссии, пропаганда, местничество и
т.д.)? Какие мнения о характере человека порождают взаимные
и совместные модели обсуждения и принятия решений? Каким
образом мы можем формировать процессы обсуждения, поощряющие
свободу выражения мыслей и обеспечивающие единство
участников? Какие социальные структуры необходимо создать
для поддержки более инклюзивных процессов обсуждения и
принятия решений? Какова роль руководства и власти в
объединении процессов обсуждения и принятия решений? Какие
имеются дополнительные примеры интеграционных процессов
принятия решений? Что касается социальной интеграции, то как
можно снять социальную напряженность в контексте
объединения? Как мы добиваемся того, чтобы повышение уровня
осознания и устранения условий, связанных с
несправедливостью в отношении какой‑либо конкретной группы,
не усиливали разъединяющих различий? Как мы обеспечиваем то,
чтобы акцент на ценностях единства не усиливал пассивные
традиции смирения и обреченности, а усиливал желание
бороться за справедливость? |