Архивы — память общины
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 |
||||||||||||||||
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер
|
Сообщения Службы новостей мира бахаи (СНМБ) |
|||||||||||||||
Полностью возобновляемая система13 августа 2003 СНМБ Порт-Вила, Вануату — Повернув за угол и надавив на педаль газа своего «Рейндж-Ровера» при подъеме на крутой холм в столичном предместье этого покрытого роскошной растительностью острова в южном регионе Тихого океана, Тони Димер не стал переключаться на низкую передачу. Без малейшего перебоя, ни разу не чихнув, машина, мотор которой модифицирован для работы на кокосовом масле вместо дизельного топлива, легко взлетела по склону. «Кокосовое масло создаёт больший крутящий момент, потому что горит медленнее— заметил г-н Димер, 52-летний автомеханик, выходец из Австралии.— Так мне пришлось бы переключаться на первую в этом месте, а с кокосовым маслом можно выехать и на второй». Проводить время вместе с г-ном Димером — всё равно, что присутствовать на непрерывном семинаре о преимуществах кокосового масла перед нефтепродуктами. Среди его достоинств есть такие: оно не даёт чёрного дыма, стоит дешевле (по крайней мере, на юге Тихого океана), его производство помогает создавать новые рабочие месте среди работников кокосовых плантаций, и что самое важное для мира в целом — оно экологически чище. А плюс ко всему, машины на нём веселее водить. Г-н Димер смог продемонстрировать, что дизельные двигатели обычных автомобилей, с самыми незначительными переделками, способны работать на кокосовом масле. Это может стать настоящим спасением для нищей экономики островов южной части Тихого океана, а также улучшить экологическую ситуацию. Весьма многообещающее открытие для таких островных государств, как Вануату, где стоимость импортируемой нефти является тяжёлым бременем. На конец прошлого года уже примерно 200 микроавтобусов здесь стали использовать смесь кокосового масла и солярки, доказывая жизненность новой концепции. Несмотря на то, что недавние поправки к налоговому законодательству привели к временному повышению цен на смесь кокосового масла и солярки, многие водители микроавтобусов не стали отказываться от неё, даже если им приходилось мешать её самостоятельно. У самого г-на Димера в настоящее время примерно дюжина разных транспортных средств, работающих на чистом кокосовом масле, которое не подпадает под налог на смешанные нефтепродукты. Сейчас он и ещё один местный производитель кокосового масла обратились в правительство с предложением изменить налоговое законодательство, или изучить альтернативные варианты — например, смешивать масло со спиртом или перевести более значительную часть автомобилей на чистый продукт. «Так или иначе, но мы продвигаемся вперёд,— говорит г-н Димер с энтузиазмом, благодаря которому он и стал здесь главной движущей силой принятия идеи топлива на кокосовом масле. Действительно, вряд ли найдется в этом небольшом портовом городке хоть один выдающийся человек, который не знал бы г-на Димера и его трудов по распространению кокосового топлива. «Он уже несколько лет говорит об этом,— замечает Марк Нейл-Джонс, издатель и управляющий директор газет «Вануату Трейдинг Пост» и «Пасифик Дейли Ревью».— Но народ по-настоящему заинтересовался этим, когда он сам стал водить несколько машин на этом топливе. Кокосы выращиваются в мире в огромных количествах. Здесь, например, производство копры переживает тяжёлые времена, и правительство пытается удержать цены, затрачивая на это огромные средства. Перспектива использования кокосового масла в качестве топлива может оказаться спасением для сельских жителей». В действительности, именно поддержка сельского населения является главной целью проекта г-на Димера, который рассматривает его как логическое продолжение своего стремления поддержать социальное и экономическое развитие собственного народа. Стремление это родилось из его приверженности религии бахаи. «Это не коммерческое предприятие»,— говорит г-н Димер, объясняя, что проект возник из идеи помочь своим согражданам и миру в целом. Г-н Димер верит, что широкое использование кокосового топлива повысит местный спрос на копру — сушеную мякоть кокоса, которая является одним из главных, хотя и дешёвых, продуктов на мировых рынках. Такое увеличение спроса создало бы новые рабочие места и повысило благосостояние сельского населения Вануату, где сбор копры является главным источником дохода. По его мнению, это поможет остановить людей, бросающих бесполезные плантации копры и бегущих из деревень в города. «Если кокосовое масло превратится в полноценную замену дизельного топлива, то локальная цена на копру уже не будет так сильно зависеть от мировых цен на кокосовое масло,— говорит г-н Димер.— Вместо этого стоимость масла будет определяться его относительной стоимостью как топлива по сравнению с мировыми ценами на дизтопливо. Повышение локальных цен наверняка вызовет рост местного производства копры. Больше людей станет заниматься ее сбором, что привлечет на внешние острова больше денег»,— говорит он, имея в виду сеть островов, окружающих главный остров Эфате, где расположен Порт-Вила. Вануату, раньше называвшееся Новые Гебриды, представляет собой архипелаг из восьми десятков островов примерно в 2100 километров к северо-востоку от Сиднея, Австралия. Эта цепочка островов прославилась благодаря «Историям южной части Тихого океана» — роману Джеймса Миченера о Второй мировой войне. Страна экспортирует в основном сельскохозяйственную продукцию: копру, каву, говядину, какао, лес и кофе. Население — около 200 тыс. человек, на 94 % состоит из коренных меланезийцев. Примерно 80 % живет в сельской местности. Доход на душу населения — 1300 долларов США в год. «Каждая сэкономленная тонна солярки означает дополнительные 200 долларов в бюджет страны. На эти деньги люди могли бы неплохо жить, собирая копру»,— говорит г-н Димер. Правительственные чиновники соглашаются, что у проекта большое будущее. «Это поистине замечательная идея,— говорит Лео Моли, глава департамента энергетики в вануатском Министерстве земель и природных ресурсов.— В конечном итоге, она принесет выгоду фермерам, выращивающим и собирающим кокосы. Если её удастся реализовать, то можно будет снизить импорт минеральных топлив, в частности, дизельных. Это очень важно». Г-н Моли сказал, что департамент энергетики планирует перевести две своих машины на кокосовое масло Димера, чтобы тем самым продемонстрировать поддержку его проекта. Села Молиса, министр финансов и экономического управления, соглашается, что использование кокосового масла в качестве автомобильного топлива может снизить потребность в импортной нефти. «В год мы импортируем топлива примерно на 10 млн. долларов,— говорит г-н Молиса.— Для нас это большая сумма. И я вполне уверен, что примерно половина его может быть заменена кокосовым маслом». Г-н Молиса считает, что страна может значительно увеличить производство копры. Он говорит, что падение цен на копру на международном рынке снизило годовой сбор копры на Вануату с 45 тыс. тонн в 70-х и 80-х годах до 30—40 тыс. тонн в последнее время. «Вануату сейчас может производить, по крайней мере, 50 тыс. тонн». Г-н Димер говорит, что экономический эффект можно увеличить, если использовать также отходы кокосового производства. Кокосовый жмых — чудесный корм для животных, из скорлупы делают высококачественный активированный уголь. Волокну орехов тоже можно найти массу полезных применений. Ключевой задачей проекта было доказать, что обычные дизельные автомобильные двигатели могут надёжно работать на кокосовом масле. «Тони стал первопроходцем в этом деле, показав, что кокосовое масло будет работать в автомобильных дизелях без особых изменений,— говорит Родни Ньюелл, президент небольшой местной компании «Ренерелтек», помогающей местным предприятиям осваивать возобновляемые источники энергии.— Растительные масла используются в дизелях по всему миру. Этот проект уникален тем, что используется чистое кокосовое масло. Это первая подобная работа в Тихоокеанском регионе». Использование кокосового масла в качестве топлива ставит несколько важных вопросов. Во-первых, оно гуще (более вязкое), чем другие топлива. Сырое масло содержит больше воды и других загрязнителей, чем альтернативные топлива. Г-н Димер упорно экспериментировал в этой области и смог разрешить большинство проблем. Он разработал компактный и недорогой подогреватель, снижающий вязкость масла перед его поступлением в двигатель. Он стал сотрудничать с другим местным поставщиком топлива и разработал технологию фильтрации для удаления воды и загрязнителей. В отличие от большинства предпринимателей, г-н Димер готов свободно делиться своими находками, предоставляя информацию всем заинтересованным лицам — даже потенциальным конкурентам. «Тони делает это не ради денег,— говорит Дик Иде, новозеландец, владеющий здесь ананасовой плантацией.— Он просто хочет сэкономить стране деньги. У него государственное мышление». Тем не менее, г-н Димер подошёл к вопросу продвижения кокосового масла как настоящий профессионал. Он нашёл ряд инвесторов, чтобы закупить фильтры и оборудование для переработки сырого кокосового масла в качественное автомобильное топливо. Эти инвесторы, естественно, ожидают, что проект окажется прибыльным. «Мы не дарим ему деньги,— говорит Роберт Бон, президент «Байер Файненшл Груп», концерна со штаб-квартирой на Вануату, поддержавшего этот проект.— Мы рассмотрели его и пришли к убеждению, что на рынке есть ниша для топлива такого рода, и уверены в потенциальной прибыльности идеи. Мы не ожидаем суперприбылей. Но своё мы надеемся вернуть». Получив образование как автомеханик, г-н Димер приехал на Вануату из Австралии в 1971 году. Как бахаи, он стремился содействовать социально-экономическому развитию, поселившись сначала на внешнем острове Тана и поступив на должность механика в департаменте общественных работ. В 1981 году он переехал в Порт-Вила, где поначалу работал в Министерстве образования, а затем открыл собственное дело — стал сдавать автомобили в аренду и заниматься их починкой. Этот бизнес оказался хорошим источником дохода, а также платформой для экспериментов с альтернативными топливами. Он перевёл значительную часть своего автомобильного парка на кокосовое масло, сумев отрегулировать подогреватели так, что они работают стабильно. Он считает, что все его предприятия берут начало в принципах веры бахаи. У него в автомастерской работает несколько женщин-автомехаников, поскольку он придерживается идеала бахаи о равенстве женщин и мужчин. «Служение человечеству есть служение Богу,— говорит г-н Димер.— Такова главная движущая сила всего, что я пытаюсь сделать,— дать Вануату что-то ценное, а не просто Тони Димера». Избегая слишком много говорить о своей персоне, г-н Димер почти сразу переключается на рассуждения о пользе топлива из кокосового масла. «Одна из причин, почему мне нравится использовать кокосовое масло,— это мысль о том, что в этом случае ты выбрасываешь в атмосферу тот самый углекислый газ, который деревья поглотили из воздуха год назад,— говорит г-н Димер.— Это полностью возобновляемая система. Кокосовые пальмы очень эффективно поглощают углекислый газ. Кроме того, кокосовое масло нетоксично. Где ещё найдёшь в Тихом океане такое топливо, на котором можно и рыбу приготовить, и картошку пожарить, и в грузовик его залить?»
|
|