Архивы — память общины
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 |
||||||||||||||||||||
Специальный выпуск СНМБ: Вера Бахаи в Индии:
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер |
Сообщения Службы новостей мира бахаи (СНМБ) |
|||||||||||||||||||
Мирные революционеры18 июня 2008 Дасдои, Уттар-Прадеш, Индия – с первого взгляда ничто не подскажет вам, что эти восемь человек являются основателями своих школ. У них совершенно разные судьбы. Один – старшеклассник, которого исключили из школы, другой – телевизионный мастер, а третий – деревенский «врач». И не всегда с первого взгляда можно понять, что то, где они работают – школы. Например, у Рам Вилас Пал, телемастера, на совместной с братом земле часть территории занято коровником, другая часть отдана под школу. Что объединяет всех этих людей, так это страсть к изменению общества и убежденность в том, что школа – это то место, где это осуществимо. И действительно, мягким голосом говорит г-н Пал, в Индии такие ожидания от школы не редкость. «Община и семья зависят от школы в плане воспитания сознательных граждан», говорит он. «Когда ребенок себя плохо ведет, люди спрашивают его “этому тебя научил в школе твой учитель?”» Тогда как многие молодые люди оставляют свои деревни в поисках работы в городе, эти восемь – всем кроме двоих нет и тридцати – решили остаться и помочь воспитывать будущее поколение. И они осуществляют это без крупных инвестиций и без громких обещаний родителям. Большинство из них открыли местные школы, получив помощь от односельчан в виде земли и необходимой мебели, а также нанимая в качестве учителей безработных из деревенской образованной молодежи. Они обещают обеспечить хорошее общее образование за очень скромную плату (например, за старшего школьника она может составлять 50 рупий или 1,25 долларов США в месяц). Для односельчан это заманчивая альтернатива имеющимся государственным школам, которые не взимают плату, но стандарты которых настолько удручающи, что, один из родителей высказался об этом такими словами «вы запросто найдете восьмиклассников, которые не могут сосчитать от одного до десяти». Сейчас восемь таких общинных школ разбросаны по деревням Какори, Бансра и Харагпур входящих в штат Уттар-Прадеш на севере Индии. Они находятся недалеко от Лакхнау, столицы штата. Некоторые из школ, такие как школа Винод Кумар Ядай Глори с 160 учениками процветает. Другие, такие как школа Найн Поинтс г-на Пала в Дасдои с 73 детьми едва сводит концы с концами. Некоторые, такие как публичная школа «Завета» Бражеша Кумара остро нуждаются в помощи (в будущем году г-н Кумар собирается перевести школу в другое место). Поддержка от FASРазработать программу и остаться на плаву всем им помогает фонд по развитию науки (FAS) – неправительственная организации расположенная в Лакхнау. FAS помогает школам посредством проведения тренингов с учителями, помогая им в сложных ситуациях, и даже предоставляя зарплату одному-двум учителям, когда им становится совсем тяжело. Она также разрабатывает инновационную программу для использования в этих школах. Именно этот фонд после нескольких лет экспериментирования с введением сельских образовательных инициатив, которые были на самообеспечении, запустил инициативу по созданию общинных школ. «Мы работали с различными школами в Уттар-Прадеш, которые могут похвастаться прекрасным фондированием и, которые, в конце концов, ничего не достигли. Это привело нас к пониманию, что решение должно исходить от жителей деревень, когда им придется опираться в основном на свои ресурсы», – поясняет работник FAS. В отношении общинных школ, говорит он, FAS стал искать людей обладающих мотивацией, видением перспективы и желанием бороться и добиваться своего. Сама по себе НПО основывается на идеалах бахаи, и фонду не потребовалось много времени, чтобы найти таких людей среди образованных, но безработных молодых бахаи в деревнях окружающих Лакхнау. Работники фонда знали, что молодым людям придется столкнуться с серьезными проблемами при организации школ, но они также понимали, основываясь на прошлом опыте, что такие задачи воспитают в них чувство хозяина. Один из них охарактеризовал это такими словами: «Организовать школу в деревне сложная задача, которая требует и самоотверженности и больших усилий. Когда эти молодые люди выкладываются на благо школы, их решимость крепнет, и их привязанность к школе усиливается». Точка зрения родителейМужчину по имени Сандерлал, сидящего около своей хижины, спросили, почему он отдал своего сына (играющего рядом с велосипедной шиной) в школу Бражеша Кумара. «Потому что дети из этой школы уважительны и доброжелательны», ответил он. Такие слова можно часто услышать от родителей и жителей деревни, если задать им вопрос об общинных школах. Г-н Кумар объясняет почему: «Основная причина, почему мы открыли эти школы, была не просто предоставить лучшее качество того, что и так доступно везде, но мы заинтересованы в том, чтобы дать что-нибудь новое и крайне необходимое в виде морального образования». Во всех этих школах используется программа разработанная международной общиной бахаи для морального образования детей и подростков. Г-н Кумар, у кого степень мастера в образовании, что, в общем-то, может гарантировать неплохую работу в городе, рассказывает: «Я мог бы заниматься совсем другими вещами, которые бы приносили мне больше денег при меньших трудозатратах. Но я здесь делаю все не для себя, а для деревни – пытаюсь что-то изменить на социальном, экономическом, моральном и интеллектуальном планах». Общинные школы сталкиваются с теми же социальными проблемами, которые свойственны для сельской части Индии, главные среди которых – кастовая система и ущемления в отношении девочек. С.Бхагвандин, член грам панчаят (управляющий совет) деревни Дасдои признается, что кастовые различия с самого начала являлись препятствием для отправки его дочери в школу г-на Пала. «Так как он из другой касты, мне не очень-то этого хотелось», – рассказывает г-н Бхагвандин. «Тем не менее, видя, что его ученики действительно могут читать и писать, что они хорошо себя ведут и в виду того, что единственная альтернатива была – это отдать ее в школу в другой деревне, я решил не обращать внимание на этот факт. И я не жалею». Как работают школыОсновная проблема школ – это обеспечить обучение разных возрастных групп при ограниченном количестве учителей. Рам Вилас Пал объясняет, как он справляется с этим в Дасдои: «В зависимости от того, сколько у нас учеников одного возраста, мы организуем их в группы. Например, мы объединяем младшую и старшую группу (детского сада), ученики 1-го, 2-го и 3-го классов – в другую, 4-го и 5-го – в следующую, и есть отдельная группа для старшеклассников. «У каждой группы один учитель. Он объясняет предмет ребятам одного возраста, в то время, как дети из другого класса выполняют самостоятельную работу… Так мы и поступаем – меняем самостоятельную работу с обучением». Также, рассказывает он, они пытаются найти баланс между сложными и простыми предметами. В группе, когда одни ученики работают со сложным предметом – например, математикой – другим дают что-нибудь попроще, так чтобы у учителя была возможность уделить внимание первому классу. Обучая добродетелямВо всех школах с самого раннего возраста придается важность равенству и взаимоуважению, делается это различными способами, в том числе и включением в программу использование искусства. Например, «мы обнаружили, что самым эффективным способом обучать этим ценностям учеников – это через сценки и песни», рассказывает г-н Яадав. Профилактика дискриминации по отношению к девочкам проводится более прямыми методами, учитывая что здесь традиция такова, что женщины не должны выходить из дома, и уж тем более нет и речи о получении образования. «Мы приходим к родителям в деревне и рассказываем о важности отправки их дочерей, а не только сыновей в школу. И после терпеливого разъяснения, они понимают», – объясняет г-н Пал. Сейчас возможно самым серьезным вызовом для этих активных молодых людей является выведение школ на прибыльность. Среди проблем – все увеличивающиеся цены, постоянные задержки с оплатой обучения, прерывание занятий связанные с отвлечением детей на сельхоз работы. Пока они ищут решение этих проблем, FAS уверена, что в целом школы обладают потенциалом стать преуспевающими учебными заведениями и принести ощутимые социальные и культурные изменения в деревнях. По существу, фонд уже запланировал помощь для еще двадцати безработных, которые откроют школы в Уттар-Прадеш Статья и фотографии Араш Вафа Фазли
|
|