The Psychology of Spirituality
by H.B.
Danesh, M.D.
Paradigm Publishing
Victoria, Canada
Издательство "Парадигма", Виктория, Канада
Архивы — память общины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер Этот сайт о памяти общины. Присылайте рассказы о своей общине бахаи. Мы их опубликуем в этом блоге.
|
Интеграция духа с машиной "ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ"Х.Б. Данеш, врач психиатр Артур Кестлер однажды написал, что великие прорывы в науке и искусстве проистекали из "неожиданного сцепления двух прежде независимых схем мышления". Он определил этот процесс как "акт творчества" и предложил идею о том, что величайшие новые теории и открытия рождаются посредством этого "соприкосновения, которое обеспечивает творческий синтез". Можно сказать, что д-р Данеш вполне преуспел в достижении такого творческого синтеза в своей новой книге "Психология духовности", которая ставит своей задачей ни много, ни мало, как представить набросок инновационной теории человеческого сознания и психологии. Следуя описанию Кестлера, новое понимание достигается в книге за счет соединения двух признанных антагонистических направлений мысли: психологии и духовности. Результатом стало то, что д-р Данеш назвал "психология духовности". Главная задача этого исследования - "интегрировать биологический, психосоциальный и духовный аспекты нашего бытия в более полное и сбалансированное понимание природы человека и человеческих потребностей". Д-р Хусейн Данеш, психиатр из Канады, за плечами которого более 30 лет практической работы и опыта преподавания, начал с обзора развития психологических теорий за последние несколько сотен лет, отмечая, что большинство из них отличается материалистическим и механистическим подходом к человеческой душе. "Такой взгляд на природу человека предполагает, что мы по своей основе - животные во власти своих инстинктов, и в нашей жизни движимы лишь желанием получить удовольствие и избежать боли любой ценой". И хотя многие из этих теорий прогрессивны в сравнении с древними концепциями психологии человека, д-р Данеш доказывает, что современные материалистические представления о человеческой природе достигли сейчас мертвой точки. "Материалистическая философия, - пишет он, - не признает какой-либо цели в жизни и поощряет людей жить согласно их желаниям, чувствам и инстинктам. Этот подход предполагает, что все человеческие способности существуют лишь для самоудовлетворения и самовозвышения. Поэтому жадность, несправедливость, крайние проявления богатства и бедности, агрессия и война должны рассматриваться как неизбежные, даже необходимые". Д-р Данеш далее излагает альтернативное объяснение комплексного и динамичного состояния бытия, называемого сознанием. Он утверждает, что первичная человеческая реальность - духовная. Автор признает, что многим людям будет трудно принять такую точку зрения. "Во-первых, само понятие "духовность" подвергается сомнению, -пишет он. - Мы живем в такое время, когда многие ученые отрицают или ставят под вопрос научную правомерность таких терминов как душа, дух или духовность. Более того, люди перестали уважать многие религии, считая, что они опираются на слепую веру, суеверие и предубеждения." "Тем не менее, - пишет он, - только исследование таких понятий как душа и дух, позволяет нам решить целый ряд существенных проблем, поднятых материалистическими психологическими теориями. "В определенном смысле, - аргументирует Данеш, - чисто материалистическая модель природы человека предполагает , что люди должны быть счастливы, когда их материальные или "животные" потребности - включая потребность в свободе и познавательной деятельности - удовлетворены. Тем не менее, по крайней мере на западе, к психотерапевтам часто обращаются именно те, кто, казалось бы, должен быть вполне удовлетворен в плане материального богатства или социального успеха. "Однако существует фундаментальная разница между людьми и животными, - отмечает д-р Данеш. - Животные не отклоняются от законов инстинкта. Люди, несомненно, имеют выбор. Наша реакция на основные инстинкты голода, боли, бегства от опасности ил борьбы и сексуальности сильно отличаются от реакции животных. Мы можем принять решение придерживаться диеты или поститься. Некоторые даже принимают решение голодать, пока не умрут во имя идеи, часто в поисках справедливости. Другие не едят даже в случае голода при доступности пищи (скажем, при неврозе анорексии). Есть и такие, кто не поделится пищей с умирающими от голода, даже тогда, когда имеют больше, чем им необходимо. Все это примеры чисто человеческого поведения." В более широком плане, д-р Данеш наводит на мысль, что чисто материалистичный подход к психологии человека неадекватно объясняет прогресс человеческой цивилизации и оставляет открытым вопрос, рассматривать ли его с точки зрения стимула к сознанию произведений живописи, музыки и архитектуры или просто с точки зрения "духовных качеств" любви, жертвенности и альтруизма, объединяющих общество. Или же, в обратной связи, как отсутствие этих духовных качеств и вытекающие отсюда жадность, моральное разложение и самовлюбленность могут вести к падению цивилизации. Но теория д-ра Данеша не просто критика материализма. Это обоснованная и четкая альтернативная концепция человеческой психологии. Три основные человеческие способности Если коротко, д-р Данеш выделяет три основные "способности" (capacities) человеческой души: знание, любовь и воля. Эти способности и отличают нас от животных, и вся человеческая активность, кроме той, что связана просто с физическим выживанием, может быть понята в рамках этих фундаментальных способностей. "Знание, любовь и воля обладают особой, уникальной и огромной силой. Знание обладает силой проявлять и постигать сущность всех вещей. Оно подобно солнцу, которое освещает свойства всего сотворенного и позволяет нам их видеть и понять. Любовь, в свою очередь, обладает совершенно удивительной силой притяжения, соединяя вместе людей, вещи и идеи. В самом деле, именно сила притяжения между всеми частями атома позволяет функционировать физическому миру. Семьи и общества также существуют благодаря силе притяжения. Точно также с идеями и взглядами на мир. Притяжение - это сила любви и то, что определяет ее активность. Третий атрибут человеческой души, воля, также обладает своей собственной силой: силой выбирать, принимать решения и действовать. Но, в конечном счете, мы должны помнить, что любовь, знание и воля - безусловно наиболее эффективны, если их применять вместе". Основные человеческие интересы Эти три способности могут быть соотнесены с тремя элементарными человеческими "интересами" (сoncerns), отмечает д-р Данеш, определяя их как "самость" (self), "отношения" (relationships) и "время" (time). Он сводит в таблицу три способности и три интереса и получает в итоге модель их интеграции. Как видно из таблицы, каждое пересечение определяет несколько стадий человеческого роста и развития. Многие из психологических проблем и заболеваний, пишет д-р Данеш, проистекают из того, что развитие этого индивидуума не дошло дальше той или иной стадии. Интеграция самости и знания, например, занимают три стадии: личный опыт (self-experience), самопознание (self-discovery) и знание о себе (self-knowledge). В детстве, пишет д-р Данеш, ребенок соответственно центрируется на себе, затем продвигается к самопознанию в подростковом возрасте и, в конце концов, в зрелости, к знанию о себе. Но в том случае, когда преграждается нормальный путь духовного развития, например, когда человек не может вырасти за пределы центрированности на себе или самопознания, в результате возникают проблемы. "Именно через знание о себе мы осознаем присущее нам благородство, начинаем утверждать нашу духовную природу и наша жизнь приобретает смысл и цель", - пишет д-р Данеш. "Без знания о себе жизнь оказывается тревожной, смущающей, пугающей и причиняющей боль. Именно поэтому люди, не имевшие возможности для здорового и всеобъемлющего развития в отношении знания о себе, оказываются в замешательстве по поводу самих себя, природы их сущности и цели их существования". Д-р Данеш дальше характеризует стадии развития, обозначенные в каждой из 9 клеток пересечения между способностями и интересами. Затем он обосновывает соответствующий терапевтический процесс, который помогает человеку интегрировать все эти сферы. Он убедительно соотносит эти элементы с новейшими открытиями в области исследований тела-мозга-разума. Д-р Данеш, проработавший в течение нескольких лет Генеральным Секретарем Общины Бахаи Канады, и в настоящее время являющийся директором Академии в Ландеге (Швейцария), отмечает, что источником многих его идей стало изучение им мировых религий, в особенности Веры Бахаи. Тем не менее, книга ни в коей мере не является попыткой навязать свои убеждения. Написанная в лучших традициях Кестлерианского творчества, эта книга является искренней попыткой соединить видение жизни изучения в одной области (психиатрии) с видением жизни служения (религии) в другой.
В "Психологии духовности" д-р Х.Д. Данеш, врач-психиатр, развивает новую теорию человеческой психологии, где, соотнося "основные человеческие способности" - "знание", "любовь" и "волю", с "первичными человеческими интересами" - "самостью", "отношение" и "временем", приходит к "интегративной схеме" основных параметров человеческой психологии и развития "при здоровых обстоятельствах". Данная таблица приводится на с.81 его книги. В тексте и примечаниях, д-р Данеш разъясняет, что для определения заключительной стадии в пересечении "воли" и "отношений", он использовал арабский термин "мовасат", который по своему смыслу шире понятия "альтруизм" и означает "высший уровень зрелости человеческих отношений, условие, при котором человек жертвует собой ради других без колебаний или надежды на награду". _______________________________________________________________ Reprinted from ONE COUNTRY, the newsletter of the Bahá’í International Community. Volume 7, Issue 2 July - September 1995 Присылайте свои дополнения по адресу: bahai@email.ru |
|