«…злословие
гасит свет сердца и губит жизнь души.»
– Бахаулла.
Китаб-и-Иган, п.214.
Самое худшее человеческое качество и самый
большой грех есть злословие, в особенности
когда оно исходит из уст верующих в Бога.
Если бы изобрели средства, чтобы двери
злословия закрылись навсегда и каждый
верующий в Бога раскрывал бы уста свои во
хвалу других, то распространилось бы Учение
Его Святости Бахауллы, сердца бы
просветлились, души бы прославились и
человеческий мир достиг бы вечного
блаженства.
Абдул-Баха. Star of the West.— Vol. 4.— P.
192. Цит. по Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и
Новая Эра. 2008.
Ясным повелением Бога нам запрещено
произносить клевету. Как о самом важном
помните о том, что говорится в Учении
Бахауллы относительно сплетен и неподобающих
речей о ближних. Россказни о других редко
приносят пользу. Немногословные уста –
самые надежные. Даже добрые слова могут
навредить, если сказаны не вовремя и не тому
человеку.
Абдул-Баха. Цит. по
Брак и семейная жизнь Бахаи.
Стр. 39.
Очевидно, что если мы слушаем человека,
который жалуется на ошибки других, мы
являемся соучастниками в злословии. Поэтому
мы как можно более тактично, но, тем не
менее, решительно должны сделать все
возможное, чтобы оберечь человека от
обвинений или жалоб на других людей в нашем
присутствии.
Из письма от имени Шоги Эффенди
Национальному Духовному Собранию Британских
островов.
11 февраля 1925. Цит. по «Светочи
руководства» п.325.
О возлюбленные Господа! Если кто-то плохо
отзовется о другом, несомненно, результатом
будет лишь одно: недоверие и апатия среди
друзей. Ибо злословие порождает раздор, и
это главная причина отхода друзей от Дела.
Когда кто-то за глаза хулит другого, нужно
по-дружески остановить его и направить
разговор в духовное русло – послужит ли
добру таковое злословие, будет ли от него
кому польза? Угодно ли сие Благословенной
Красоте, ведет ли друзей к непреходящей
славе, способствует ли распространению
святой Веры, укреплению Завета, и вообще –
нужно ли это кому-нибудь? Нет, никогда!
Напротив, от злословия сердце покроется
толстым слоем скверны, и уши более не будут
слышать, и глаза более не узрят света
истины.
Абдул-Баха.
Избранное из Писаний Абдул-Баха
– СПб.: Единение, 1995. п.193. Стр. 202-203
Смотрите всегда на хорошее, а не на дурное.
Если у человека есть десять хороших качеств
и одно плохое, нужно сосредоточиться на
десяти и забыть одно; а если у человека
десять плохих качеств и одно хорошее, то
надо видеть это одно и забыть о десяти.
Не позволяйте себе произнести хотя бы одно
дурное слово о другом человеке, даже если он
ваш враг.
Абдул-Баха. Цит. по
Брак и семейная жизнь Бахаи.
Стр. 39.
Если между нами, бахаи, не будет искреннего
согласия и подлинного единения, нам никогда
не достичь той главной цели, ради которой
жили и страдали Баб, Бахаулла и Учитель.
Чтобы прийти к истинному согласию, мы
должны, следуя наставлениям Бахауллы и
Абдул-Баха, прежде всего преодолеть
естественное искушение замечать не свои
ошибки и слабости, а чужие. Каждый из нас
отвечает только за одну душу – свою
собственную. Каждый неизмеримо далек от того
совершенства, которое присуще только нашему
Отцу небесному, и задача совершенствования
собственной жизни и души требует от нас
сосредоточения всех внутренних сил, огромной
воли и энергии. Обращая внимание на чужие
ошибки и слабости, осуждая и упрекая других,
мы только теряем драгоценное время. Каждый
из нас подобен пахарю, который управляет
волами и плугом: чтобы борозда была прямая,
пахарь должен смотреть вперед и думать о
своей работе. Если он будет смотреть по
сторонам, проверяя, справляются ли со своей
работой другие и распекая их за нерадивость,
то, без сомнения, у него самого борозда
выйдет кривой.
В Учении Бахаи подчеркивается: главное – не
осуждать других и не злословить, а делать
свое дело, стремясь осознать и искоренить
собственные недостатки, преодолеть
собственные слабости.
Если мы заявляем о своей преданности
Бахаулле, Возлюбленному Учителю и нашему
дорогому Хранителю, мы должны доказать свою
любовь, следуя их ясным заповедям, и не на
словах, а не деле, ибо ничего не стоят самые
громкие слова о преданности, если наша жизнь
не согласуется с духом Учения Бахауллы.
Из письма от имени Шоги Эффенди одному из
верующих, 13 мая 1925 года
Яростная критика –
это настоящее бедствие. Но причина ее в
недостатке веры в систему Бахауллы, т. е.
Административный Порядок – и недостаток
послушания Ему – потому что Он запретил это!
Если бахаи будут исполнять законы бахаи
относительно голосования, выборов, служения
и повиноваться решениям Собрания, силы,
тратившиеся на критику других, могут быть
направлены на сотрудничество и выполнение
плана.
От имени Шоги Эффенди одному верующему, 18
декабря 1949 г. Baha'i News, No. 233, p. 2
July 1950.
Когда в общине Бахаи звучат критика и резкие
слова, единственный выход – забыть старое,
предложить людям, вовлеченным в конфликт,
открыть новую страницу и, во имя Бога и Веры
Его, не упоминать о том, что послужило
поводом для непонимания и разногласий. Чем
больше друзья спорят, чем дольше продолжают,
каждый со своей стороны, настаивать на
правильности собственной точки зрения, тем
хуже становится ситуация в целом.
Видя, что творится
сегодня в мире, мы, конечно же, должны
забыть обо всех этих незначительных
внутренних разногласиях и, объединившись,
поспешить на помощь страждущему
человечеству. Вам следует призвать
единоверцев-бахаи принять эту точку зрения и
оказать Вам поддержку в стремлении подавить
всякую критическую мысль и резкое слово,
дабы вся община наполнилась духом Бахауллы и
объединилась в любви к Нему и служении Ему.
Из письма от имени Шоги Эффенди одному из
верующих. 16 февраля 1951 года.
Цит. по
Брак и семейная жизнь Бахаи.
Стр. 77.
Относительно Вашего последнего, так
обрадовавшего нас письма, в котором Вы
спрашиваете, имеют ли верующие право
открыто
критиковать какие бы то ни было
решения или действия, предпринятые
Собранием, отвечаем: это не только право, но
и святой долг каждого преданного и думающего
члена общины – выказывая полное доверие и
одновременно уважение к Собранию и признавая
его авторитет, вносить любые предложения и
рекомендации, а также откровенно выступать с
критическими замечаниями, которые, по его
глубокому убеждению, он обязан сделать ради
исправления создавшегося в общине положения
и улучшения ее деятельности; при этом
обязанностью Собрания является внимательное
рассмотрение подобных обращений каждого
верующего в адрес Собрания. Наилучшей
возможностью в этом плане является Праздник
Девятнадцатого Дня, который, помимо его
духовного и объединяющего начал, имеет и еще
одно предназначение – служить удовлетворению
нужд и потребностей административного
порядка общины, причем главной потребностью
такого рода является продуманное обсуждение
и открытая и конструктивная критика
состояния дел местной общины Бахаи.
Необходимо, однако, вновь подчеркнуть, что
абсолютно недопустимы критические
высказывания и выступления негативного
характера, которые могут привести к подрыву
авторитета Собрания в целом. Ибо в этом
случае под угрозой может оказаться сама
основа Дела, и в общине воцарятся смятение и
разобщенность.
Из письма одному верующему от имени Шоги
Эффенди 13 декабря 1939 г.
Цит. по
Праздник Девятнадцатого Дня.
стр. 39-40.
Бахаи
имеют полное право обращаться к своим
Собраниям с критикой; они могут свободно
выражать свое мнение Собранию, Местному или
Национальному, в отношении политики,
проводимой избранными органами, или их
отдельных членов, но затем они в
соответствии с принципами администрации
Бахаи, уже изложенными в отношении этого
предмета ранее, должны всем сердцем принять
совет или решение Собрания.
Из письма от имени Шоги Эффенди к
Национальному Духовному Собранию Австралии и
Новой Зеландии, 13 мая 1945.
Цит. по «Светочи руководства» п.285.
Существует четкое
разграничение между запретом, с одной
стороны, на злословие, к которому можно
причислить уничижающие замечания о личностях
или институтах, высказанные публично или
наедине, и, с другой стороны, советом
высказать свою озабоченность Духовному
Собранию, Местному или Национальному (а
сейчас также и Советнику или члену
Вспомогательной Коллегии). Таким образом,
хотя одной из главных функций Праздника
Девятнадцатого Дня является обеспечение
платформы для "продуманного обсуждения и
открытой и конструктивной критики состояния
дел местной общины", жалобы на действия
отдельного члена Собрания должны подаваться
напрямую и конфиденциально Собранию, а не
излагаться отдельным лицам или даже на
Празднике Девятнадцатого Дня.
Из письма Всемирного Дома Справедливости, 2
июля 1996.
Злословие, оскорбление и внимание к чужим
недостаткам неизменно осуждаются Бахауллой.
В Сокровенных Словах Он ясно говорит: «О сын
бытия! Как мог позабыть ты пороки свои и
озаботиться пороками других? Кто поступает
так, проклят Мною». И далее: «О сын
человека! Не поминай грехи других, пока сам
грешен. Если преступишь ты сию заповедь,
будешь проклят, и Я сему свидетель». Это
настоятельное увещевание вновь звучит в Его
последнем труде, названном Им «Книга Моего
Завета»: «Истинно говорю Я: уста
предназначены для поминания того, что есть
благо, не оскверняйте же их недостойными
речами. Бог простил вам прошлое. Отныне и
впредь надлежит всякому изрекать лишь то,
что пристойно и подобающе, и воздерживаться
от поношения, хулы и всего, что несет людям
печаль».
Китаб-и-Агдас, п.37.
|
|