Архивы — память общины |
||||||||||||||||||||
Этот сайт о памяти общины. Присылайте рассказы о своей общине. Мы их опубликуем в нашем блоге.
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер Почитать еще биографии бахаи |
|
|||||||||||||||||||
Конечно, есть много художников, музыкантов и архитекторов, которые стремятся воспроизвести такое видение. Человек, чье творчество будет отправной точкой в этом обзоре, — американский художник Марк Тоби. Тоби, родившийся в Висконсине, США, в 1890 году, и скончавшийся в 1976 в Швейцарии, приобретает в последние годы растущее признание и высокую оценку, которая, возможно, достигла своей кульминации во время превосходной ретроспективной выставки в престижном испанском национальном музее Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, проходившей с 11 ноября 1997 года по 12 января 1998 года. На выставке были собраны вместе около 130 работ из примерно 56 различных коллекций, охватывающих годы с 1924 по 1975 - фактически весь творческий период долгой и плодотворной жизни Тоби. Выставка включала работы, написанные маслом, акварелью, рисунки углем и темперой, и она стремилась, как было сказано в каталоге, "исследовать сложный образный мир Марка Тоби, придавая особое значение его наиболее трансцедентальным аспектам". Сотрудники музея достигли своей цели. Выставка не только продемонстрировала широкий диапазон и разнообразие работ Тоби, но также уловила и передала глубокое эмоциональное и, мы должны добавить, духовное содержание его видения. Тоби прежде всего известен созданием так называемого стиля «белой записи», представляющего собой нанесение белых или окрашенных в светлые тона каллиграфических символов на абстрактный фон, который состоит из тысяч мелких переплетающихся мазков кисти. Этот стиль, в свою очередь, положил начало разновидности "крытого" стиля живописи, созданного другим известным американским художником Джексоном Поллоком, с которым Тоби часто сравнивают. (Новое эссе Джудит С.Кейс, опубликованное в каталоге выставки, с высокой степенью достоверности доказывает, что Поллок был знаком с Тоби и, вполне вероятно, испытывал на себе его влияние, до того, как сам начал работать в «крытом» стиле, на что историки искусства первоначально не обратили внимания). Выставка в Мадриде представила много замечательных образцов и обоих стилей «белой записи» и «крытого», от Бродвейского стандарта (1935) до более поздних работ, таких как Белое письмо (1951), Тени духов леса (1961) и Речной туман (1970). Тщательное изучение работ, собранных в Мадриде, также многое говорит о попытке Тоби выразить свое видение духовной реальности. Внешне этот аспект стремления Тоби может быть понят просто из названий многих его картин: Ангелы и дьяволы (1953); Созерцательный цикл 1 (1954); Фрагменты во времени и пространстве (1956); Ночь пророчества (1956); Таинственный свет (1958) и Пророческий свет утренней зари (1958). Но даже там, где названия не указывают на конкретную духовную тему, яркость цвета, сложность и действительно воздушная изящность изображения часто сочетаются для того, чтобы целиком перенести зрителя в другое необычное место. Возьмем, например, Первую четверть луны (1953). На первый взгляд, эта написанная темперными красками картина, исполненная по преимуществу в желто-зеленых и белых тонах на темном фоне, представляется довольно унылой и монотонной абстракцией в "крытом" стиле. Однако внимательное изучение показывает многослойность работы, изображающей несколько сфер лучистого сияния и блестящей глубины. Лучше всего это можно описать как мерцание оттенков лунного света. Через некоторое время зритель может легко обнаружить себя внутри другого измерения. Помимо таких традиционных или мистических элементов духовности, также имеется способ, благодаря которому названия и сами картины взаимодействуют, выражая новые духовные представления этой эпохи. Возьмем картину Красный человек, белый человек, черный человек (1945) – которая, учитывая религиозные убеждения Тоби, должна, наверное, быть понята как отражение единства человечества. Почти совсем абстрактная, с каллиграфическими признаками "белой записи", она в то же время как бы изображает сплетенную паутину или сеть, объединяющую едва различимые человеческие фигуры, заселяющие некоторые участки полотна. Или рассмотрим представленные на выставке четыре картины из серии Над Землей, созданные в период между 1953 и 1956 годами, каждая из которых изображает часть шара (предположительно земного) в космическом пространстве. Они как бы предвосхищают известные фотографии, которые будут сделаны космонавтами полтора десятилетия спустя и которые показывают Землю во всей ее целостности. Такие темы созвучны бахаи, а Тоби, как хорошо известно, был активным бахаи с момента принятия им Веры в 1918 году и до самой своей смерти. Критики и историки искусства различной ориентации единодушны в том мнении, что на творчество Тоби оказывали чрезвычайно большое влияние его религиозные убеждения, и что он стремился выразить их содержание в своих картинах. "Бахаи были источником эстетических, также как и социальных и религиозных принципов Тоби, - писал Уильям С. Сейц, директор Выставок живописи и скульптуры в Музее современного искусства в Нью-Йорке, во время выставки работ Тоби в этом Музее в 1962-1963 годах. — Он часто говорил, что природа, искусство, наука, религия и личная жизнь неразрывны... Немногие религии ... выдвигая концепцию единства, делая на ней такой акцент, и немногие современные художники выразили ее так недвусмысленно, как Тоби". Тоби сам неоднократно признавал значение Веры для своего творчества. "В основе всех религий, с точки зрения бахаи, лежит теория о том, что человек постепенно придет к пониманию единства мира и единства человечества, - писал Тоби в 1934 году. — Учение Бахаи утверждает, что все великие пророки едины, что наука и религия - это две мощные силы, которые должны быть уравновешены, чтобы человечество достигло зрелости. Я чувствую, что эти убеждения сильно повлияли на мое творчество. Я пытался децентрализовать и взаимопроникать, с тем, чтобы все части одной картины имели взаимосвязанную ценность. Мое - это Восток, Запад, наука, религия, города, просторы и создание картины". В своей жизни Тоби также был гражданином мира, стараясь избегать любого упоминания о том, что он "американский" художник. Свои молодые годы он провел на американском Среднем Западе, а затем, в 1913 году, начал время от времени, работать в Нью-Йорке. В 1923 году он впервые приехал в Сиэтл на американский Северо-Запад. Он также совершил несколько поездок в Европу и на Ближний Восток в 20-е годы и некоторое время жил в Англии. В 1934 году он поехал в Китай и Японию, где несколько месяцев провел в буддийском монастыре недалеко от Киото. После Второй мировой войны он снова жил и работал в Сиэтле, а в 1960 году переехал в Базель, Швейцария. Косме де Бараняно, один из хранителей выставки, характеризует его следующим образом: "Перемещаясь с континента на континент, словно перелетная птица в поисках благоприятного времени года, пронизывая взором все культуры, Марк Тоби был одним из тех немногих художников двадцатого века, кто был истинным космополитом и, в сущности, транс-авангардистом. Помимо того, что он был одним из основоположников американского абстракционизма, он был знатоком восточной каллиграфии и темперы Ренессанса". Ферран Рока Бон, современный барселонский художник, тоже бахаи, говорил о Тоби в своем недавнем интервью. "Он был очень чуткой личностью, самоучкой, космополитом, человеком духовным, - сказал господин Рока Бон. — Он открыл себя духовности и познал чувственность и утонченность Востока, а благодаря Вере Бахаи он постиг волшебство каллиграфии". Господин Рока Бон отметил, что, по его мнению, Марка Тоби на создание «белой записи» вдохновил стиль арабской каллиграфии, четко проявившийся в подлинниках посланий и скрижалей Бахауллы, Основателя Веры Бахаи, Чьи подобные быстрому потоку откровения часто записывались специальными секретарями в виде, напоминавшем нечто похожее на "крытую" композицию в ее первоначальной форме. «Многие художники, такие как Миро, Клеи и другие, использовали такую "пиктографию" для того, чтобы выразить себя», - рассказывает господин Бон. — «Но у Тоби было уникальное преимущество знания магической ценности каллиграфии. Марк Тоби осознавал, что он создает мистическое искусство». К концу своей жизни Тоби завоевал широкое международное признание. Он стал вторым после Джеймса Аббота Вистлера (1834 - 1903 гг.) американцем, получившим Приз за живопись на Венском Биеннале, которым он был награжден в 1959 году. В 1961 году у него прошла ретроспективная выставка в Лувре, в Париже, - высочайшее прижизненное признание творчества художника. За этими этапными достижениями последовала большая выставка в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1962 году, а в 1974 году - другая большая выставка в Национальной галерее изобразительного искусства в Вашингтоне, являющейся частью Смитсоновского института. Критики и искусствоведы в Соединенных Штатах долгое время колебались, к какой категории можно отнести творчество Тоби. Многие отдали пальму первенства Поллоку за создание "крытого" стиля. Другие полагали, что интернационализм Тоби и даже его вероисповедание не позволяют ему занять свое место в основном русле художественных направлений искусства. Мадридская выставка и ее замечательный каталог, будем надеяться, скорректируют это чувство недооценки. Несомненно, выставка показала, что Тоби, пока не поддающийся общепринятой классификации, должен рассматриваться как один из самых новаторских и, по большому счету, влиятельных художников двадцатого столетия. Взято из Бюллетеня Международного Сообщества Бахаи http://www.onecountry.org/oc94/oc9416as.html |