Архивы — память общины |
||||||||||||||||||
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер
|
Повышение статуса женщин: точка зрения бахаи
В последние
годы роль религии в содействии (или
противодействии) процессам повышения статуса женщин
стала темой все более широкого обсуждения.
Противоречие между религиозными традициями и
феминизмом всегда вызывало жаркие дебаты — неважно,
идет ли речь о консервативных взглядах исламских
фундаменталистов или сомнениях Римской Католической
Церкви относительно возможности для представительниц
женского пола быть священниками, или же ведутся
рассуждения о домашнем хозяйстве, почти всегда
сводящиеся к вопросу о том, должна ли жена делать
карьеру или оставаться дома с детьми.
В связи с чрезвычайной важностью этого вопроса
(более половины населения планеты составляют женщины
и четыре пятых жителей Земли считают себя верующими)
выход в свет новой книги Джанет и Питера Хан о
представлениях бахаи относительно равенства женщин и
мужчин вызывает особый интерес.
Вера Бахаи является первой самостоятельной мировой
религией, которая однозначно определяет равенство
женщин и мужчин в качестве социального принципа и
большое значение ему придавалось на протяжении всей
ее истории.
"Повышение статуса женщин: точка зрения бахаи" не
только полностью и авторитетно рассматривает позицию
бахаи по этому вопросу, но также исследует, как
могут быть интерпретированы первоисточники и
вероучения других религий для обоснования реализации
прав и привилегий женщин.
Такое же значение имеет главная тема книги,
выражающаяся в том, что единственное адекватное
решение этого вопроса заключается в концепции
партнерства. Партнерству, естественно, придавалось
особое значение на Четвертой Всемирной конференции
по правам женщин в 1995 году и на встречах Комиссии
Организации Объединенных Наций по положению женщин
как со стороны представителей правительств, так и
представителей организаций гражданского общества.
Супруги Хан, два очень известных последователя Веры
Бахаи, как нельзя лучше подходят для написания такой
книги. Джанет Хан имеет степень доктора философии в
области консультирования по проблемам образования и
занималась научной работой в Университете Мичигана и
Квинсленда. Бывшая ранее председателем руководящего
совета Общины Бахаи Австралии, она с 1983 года
служит в исследовательском отделе Всемирного Центра
Бахаи. Питер Хан, доктор философии в
электротехнической промышленности, также занимал
академические должности в Мичигане и Квинсленде. Он
также являлся членом руководящего совета Общины
Бахаи Австралии. Начиная с 1987 года он является
членом Всемирного Дома Справедливости, выборного
верховного органа всемирной Общины Бахаи.
Книга супругов Хан начинается с рассмотрения того,
как определяется статус женщин в первоисточниках и
учениях других мировых религий, главным образом, в
христианстве и исламе. Авторы приходят к выводу, что
и в той, и в другой религии их основатели учили, что
"нет никакого духовного различия между мужчинами и
женщинами".
Коран, пишут они, фактически сделал очень многое для
повышения статуса женщин, в том числе: "ввел
запрещение убийства новорожденных девочек,
ограничения на многоженство и распространил на
женщин право инициировать процесс расторжения
брака". Подлинной проблемой, полагают они, являлось
то, что "церковные иерархи обеих религий
последовательно ставили женщин в подчиненное
положение, что не соответствует авторитетным
высказываниям Основателей и временами доходило до
последней черты, за которой начинается отрицание
духовного равенства мужчин и женщин".
В противоположность этому, равенство женщин и мужчин
неуклонно отстаивается в Вере Бахаи, начиная с ее
возникновения приблизительно 150 лет назад в Иране.
Супруги Хан предлагают Общину Бахаи в качестве
модели, полагая также, что Писания Бахаи могут
служить руководством для изменяющихся отношений и
обычаев, продолжающих препятствовать и женщинам, и
мужчинам полностью реализовать свой потенциал.
В ходе такого рассмотрения читатель многое узнает о
Вере Бахаи и ее отличительных подходах к социальным
проблемам. Например, авторы ясно дают понять, что
бахаи рассматривают достижение прогресса в решении
этой и других проблем эволюционным путем,
посредством социального и духовного преобразования
индивидов и их отношений.
Супруги Хан полагают, например, что ключом к
реальному сдвигу в создании отношений, необходимых
для подлинного повышения статуса женщин на
глобальном уровне, являются изменения в семье. Они
утверждают, что преобразования на этом уровне
оказывают влияние на процессы более высокого уровня
и даже определяют прочность мира во всем мире.
На первый взгляд, этот акцент на семье не кажется
чем-то новым. И действительно, учение Бахаи также
утверждает, что главная роль мужчины — быть
кормильцем в семье, а женщины — быть матерью.
Однако, добавляют супруги Хан, точка зрения бахаи на
семью является более прогрессивной, чем
патриархальные представления прошлого, согласно
которым женщины относились к категории подчиненных
мужчинам и воспроизводились отношения,
ограничивающие оба пола.
"Учение Бахаи призывает к новой форме семейных
отношений, основанных на равенстве, которое
обеспечивает соответствующую современной эпохе
структуру семьи, по сути своей более устойчивую, чем
в прошлом", — пишут супруги Хан, — "структуру семьи,
которая предлагает всем ее членам — мужу, жене и
детям — такой уровень самореализации и
удовлетворения, который недостижим иным образом".
Супруги Хан пишут, что в Писаниях Бахаи указывается,
что равенство не означает тождество функций.
Материнство очень высоко оценивается в Вере Бахаи,
потому что мать является первым педагогом ребенка, а
образование является ключом к развитию цивилизации.
Писания Бахаи ясно указывают, что "обучение и
культура для дочерей являются более необходимыми,
чем для сыновей".
Роль отца заключается в обеспечении семьи и, хотя,
кажется, здесь тоже нет ничего нового, она налагает
на мужчину духовные обязательства, которыми
пренебрегают во многих обществах. "Обязанность мужа
оказывать поддержку жене имеет революционное
значение в тех культурах, где в настоящее время
женщины выполняют непропорционально большую долю
работы, включая выращивание продуктов питания, сбор
воды и топлива, и вообще заботу об удовлетворении
жизненных потребностей семьи".
Роль женщины не ограничивается выполнением только
функции материнства, данной им природой.
Соответственно, учение Бахаи выступает за принятие
идентичной программы образования для обоих полов.
Это, объясняют авторы, могло бы предотвратить
односторонне заданную направленность мужчин и женщин
в разных сферах деятельности без учета их истинных
способностей.
В некоторых случаях отец может оказаться более
способным для решения домашних вопросов, в то время
как мать может лучше подходить для карьеры вне дома.
Использование принципов сотрудничества и
консультации в рамках равного партнерства при
принятии решения по семейным вопросам обеспечивает
гибкость, которая невозможна в рамках патриархальной
структуры.
Вера Бахаи также рассматривает равное участие женщин
во всех сферах деятельности как предпосылку к миру,
пишут супруги Хан. Абдул-Баха, являющийся одной из
центральных фигур Веры Бахаи, писал, что "когда
женщины участвуют полностью и одинаково в делах мира
... война прекратится".
Супруги Хан доказывают, что такие преобразования
могут быть реально достигнуты "эволюционным
способом", если они будут "поддержаны
обязательствами по фундаментальному изменению и
обеспечены образовательными программами,
предназначенными для того, чтобы помочь индивидам и
обществу постепенно привести отношения и поведение в
соответствие с духовными принципами".
Книга охватывает и многие другие аспекты этой темы и
содержит обширные ссылки на учение Бахаи о равенстве
женщин и мужчин, которое последователи этой Веры
рассматривают как необходимый элемент развитой
цивилизации. Книга также вносит значительный вклад в
библиографию по данной теме, предлагая уникальную
точку зрения непатриархального религиозного
сообщества, стремящегося к установлению истинного
равенства таким способом, который повышал бы не
только роль женщин, но и мужчин, и, следовательно,
способствовал развитию всей цивилизации.
Вероника Шоффстолл
Библиография книг бахаи находится на отдельной странице. |