Архивы — память общины |
|||||||||||||||||
«Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи» Уильям С. Хэтчер (Juxta Publishing, Гонконг) Уильям Хэтчер о книге "Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи" >>
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер
|
Этот подход предлагает новое понимание глобальных вопросов классических философов: о Боге, природе бытия, определении добра. «Минимализм демонстрирует, что существуют основные логические принципы, общие для всех интеллектуальных рассуждений, вне зависимости от области исследований», – пишет Хэтчер. Он называет свой подход минимализмом, поскольку тот «проистекает из постоянного выбора наиболее благовидного и разумного в свете современных знаний», однако не пытается идти дальше этого. Несомненно, основой минимализма является рациональность. Как указывает д-р Хэтчер, этот метод строго придерживается логики, использует научный эмпиризм там, где это эффективно, и открыто заявляет о своей точке зрения (последнее делается с целью преодоления ограничений, накладываемых человеческим субъективизмом). В то же самое время этот метод ни в коем случае не притязает на истину в последней инстанции, признавая ограниченность человеческого знания. В результате, по словам д-ра Хэтчера, возникает «активная философия, дающая реальные результаты», «срединный путь» между «необоснованными ограничениями логического позитивизма» (и других течений научного материализма) и «неоправданным субъективизмом постмодернизма». Значительная часть книги посвящена разъяснению основных положений релятивисткой логики и ее применений в философском анализе. Однако временами использование математических символов может показаться чрезмерным для неподготовленного читателя. Но если не брать в расчет эти экспликации, то книга покажется чрезвычайно увлекательной и даже в высшей степени поучительной благодаря понятным разъяснениям современных философских течений. Например, одним из ключевых вопросов современности, актуальным для широкого круга дисциплин – от психологии и социологии до нейробиологии,– является вопрос о природе субъективизма: откуда вы знаете то, что вы знаете? Философы задавались этим вопросом на протяжении всей человеческой истории. Проистекает он из того очевидного факта, что наш мозг заключен в теле и все наше восприятие фильтруется через пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Декарт столкнулся с этой дилеммой, когда скептически спросил, откуда мы знаем, что вообще что-то существует. Может быть, мы спим, предположил он. А может быть, все, что мы слышим и видим, – от дьявола? Он разрешил эти сомнения знаменитой фразой: «Я мыслю, значит, существую». Постулируя, что сам факт мышления доказывает некую форму существования, Декарт заложил основание для лестницы умозаключений, которая привела его к уверенности в существовании «объективного» мира вне его и «божественного» мира с Богом в центре. Не так давно эта формулировка Декарта подверглась суровой критике со стороны релятивизма, так что некоторые философы сейчас даже задаются вопросом, можно ли считать науку более объективной, чем мистицизм, интуиция и другие «нерациональные» системы постижения истины. Эти философы утверждают, что объективность – химера, поскольку все, в том числе и ученые, ограничены своей субъективной точкой зрения. Д-р Хэтчер предлагает преодолеть это ограничение с помощью открытого признания мнения другого человека в начале любой философской дискуссии – так сказать, выложив карты на стол. Эта идея, по его мнению, восходит к Евклиду, выстроившему геометрию на пяти основных аксиомах. «Читатель, если пожелает, может отвергнуть аксиомы Евклида, но если он их примет, то должен принять и все дальнейшие утверждения Евклида, – пишет д-р Хэтчер. – Евклид изложил свою точку зрения совершенно ясно». Д-р Хэтчер далее говорит, что применение этого подхода к современным философским рассуждениям станет ключевым шагом в преодолении разногласий, существующих между научными материалистами и постмодернистскими релятивистами по вопросу объективности. Еще одно принципиальное положение минималистического подхода состоит в том, что он не отвергает возможности существования нематериальной действительности и явлений. «Философия минимализма допускает существование таких феноменов, как Божественное откровение, когда человек получает знание, превосходящее любые мыслимые источники, известные на данный момент времени», – пишет он. Д-р Хэтчер, бахаи по вероисповеданию, сказал в интервью, что на развитие этого метода его главным образом вдохновили Писания бахаи, имеющие в высшей степени разумную точку зрения на Бога, религию и теологию, а также придерживающиеся научного метода в постижении физической реальности. Автор цитирует в своей книге слова Абдул-Баха, считая, что он сделал крупный вклад в развитие минимализма. Вместе с тем д-р Хэтчер указывает, что, хотя он и черпает вдохновение из веры бахаи, его приложение релятивистской логики к философским вопросам оригинально. Успех этого подхода становится очевиден в конце его небольшой (всего 128 страниц) книги, где он предлагает логичное доказательство существования Бога. Хотя д-р Хэтчер уже говорил об этом доказательстве в своих предыдущих книгах, в «Минимализме…» он полностью развивает его. По сути, он берет читателя за руку и ведет его через сложные математические выражения символической логики, которая, по мнению д-ра Хэтчера, предлагает практически неопровержимое доказательство существования единственной, всеобщей и вечной Первопричины – того, что весьма похоже на Бога-Творца, как ее называют все мировые религии. Это доказательство слишком длинное, чтобы привести его здесь. Однако можно смело утверждать, что любой читатель, даже со скромными логическими способностями, найдет его весьма убедительным, если не совершенно неопровержимым. На протяжении последних нескольких лет д-р Хэтчер представил это доказательство на многих конференциях. По его словам, никому пока не удалось опровергнуть его – по крайней мере, оставаясь в рамках современной логики. Учитывая это, можно ожидать, что д-р Хэтчер и его философия минимализма будут оказывать влияние на философскую мысль еще долгое время. Определенно, предлагаемые им идеи вдохновляют больше, чем прежние два пути. Reprinted from ONE COUNTRY, the newsletter of the Bahá’í International Community. Присылайте свои дополнения по адресу: bahai@email.ru Дополнить / Прокомментировать |