На главную

Архивы — память общины На главную

Обращения ВДС

Заявления МСБ

Библиография
Новости СНМБ
База знаний

Блог

Мы в BahaiArc in Facebook
 

Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи

«Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи» Уильям С. Хэтчер (Juxta Publishing, Гонконг)

Уильям Хэтчер о книге "Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи" >>

 

 

Депозитарий документов бахаи. Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер

Об этом блоге

 

Компьютеры, логика и «срединный путь»

Хотя применение современных научных методов оказалось очень успешным в технических областях, их использование в философии во многом принесло большое разочарование. Рискуя чрезмерно упростить ситуацию, тем не менее можно сказать, что великие научные открытия прошлого столетия повели философов двумя расходящимися путями, – и, следует заметить, ни один из них, не сулит человечеству ничего вдохновляющего.

По одной дороге пошли научные материалисты. Частично подталкиваемая бесспорным успехом науки в объяснении законов физического мира (таких как природа элементарных частиц или эволюция человека), эта группа считает, что все в мире можно объективизировать. По их мнению, нет ничего непостижимого: ни Бога, ни чего-то такого, что нельзя было бы увидеть, услышать, потрогать или подвергнуть экспериментам.

По другому пути пошли постмодернистские релятивисты. Вдохновленная современными научными теориями относительности, хаоса и неопределенности, эта группа полагает, что ничего нельзя объективизировать. Все относительно: культура, наука, моральные ценности, – и, в конце концов, по-настоящему познать что-то невозможно.

В своей книге «Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи» Уильям С. Хэтчер решительно вторгается в этот спор, предлагая совершенно новый философский подход к вопросам, с которыми сталкиваются обе группы. Короче говоря, д-р Хэтчер воспользовался современными достижениями логики, в частности релятивистской логикой, на которой строится вся современная компьютерная наука,   и применил их в философии,   для разрешения тех метафизических и этических вопросов, которые столь упорно сопротивлялись современному анализу.

Другие книги У. Хэтчера:

Хэтчер У. в сотрудничестве с Вадимом Номоконовым и Леонидом Осокиным. Этика аутентичных отношений / Международный образовательный проект Аксиос. Издательство «Единение»

Хэтчер У.С в сотрудничестве с В. Н. Номоконовым и Л.М. Осокиным. Этика аутентичности, Глава 1 2-е из. расш. и допол. Санкт-Петербург – 1998. – 80 с. / Международный проект морального образования

Хэтчер У.С Понятие духовности. – Киев: МП «Феникс»., 1994. – 72 с.

Хэтчер У.С. Беседы о религии, науке и морали; часть 5 /   – СПб. 1997. – 48 с.

Хэтчер У.С. Экономика и моральные ценности. Пер. с англ. С.-Петербург. / Проект морального образования, 1997. – 32 с.

Хэтчер У.С. Китаб-и-Агдас: принцип причинности в мире бытия. Пер. с англ. С.-Петербург. / Международный проект морального образования AXIOS, 1998. – 48 с.

Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. Пер. с англ. –  СПб.: Единение, 1995. – 337 с.

Этот подход предлагает новое понимание глобальных вопросов классических философов: о Боге, природе бытия, определении добра.

«Минимализм демонстрирует, что существуют основные логические принципы, общие для всех интеллектуальных рассуждений, вне зависимости от области исследований», – пишет Хэтчер. Он называет свой подход минимализмом, поскольку тот «проистекает из постоянного выбора наиболее благовидного и разумного в свете современных знаний», однако не пытается идти дальше этого.

Несомненно, основой минимализма является рациональность. Как указывает д-р Хэтчер, этот метод строго придерживается логики, использует научный эмпиризм там, где это эффективно, и открыто заявляет о своей точке зрения (последнее делается с целью преодоления ограничений, накладываемых человеческим субъективизмом).

В то же самое время этот метод ни в коем случае не притязает на истину в последней инстанции, признавая ограниченность человеческого знания. В результате, по словам д-ра Хэтчера, возникает «активная философия, дающая реальные результаты», «срединный путь» между «необоснованными ограничениями логического позитивизма» (и других течений научного материализма) и «неоправданным субъективизмом постмодернизма».

Значительная часть книги посвящена разъяснению основных положений релятивисткой логики и ее применений в философском анализе. Однако временами использование математических символов может показаться чрезмерным для неподготовленного читателя. Но если не брать в расчет эти экспликации, то книга покажется чрезвычайно увлекательной и даже в высшей степени поучительной благодаря понятным разъяснениям современных философских течений.

Например, одним из ключевых вопросов современности, актуальным для широкого круга дисциплин – от психологии и социологии до нейробиологии,– является вопрос о природе субъективизма: откуда вы знаете то, что вы знаете?

Философы задавались этим вопросом на протяжении всей человеческой истории. Проистекает он из того очевидного факта, что наш мозг заключен в теле  и все наше восприятие фильтруется через пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Декарт столкнулся с этой дилеммой, когда скептически спросил, откуда мы знаем, что вообще что-то существует. Может быть, мы спим, предположил он. А может быть, все, что мы слышим и видим, – от дьявола? Он разрешил эти сомнения знаменитой фразой: «Я мыслю, значит, существую». Постулируя, что сам факт мышления доказывает некую форму существования, Декарт заложил основание для лестницы умозаключений, которая привела его к уверенности в существовании «объективного» мира вне его и «божественного» мира с Богом в центре.

Не так давно эта формулировка Декарта подверглась суровой критике со стороны релятивизма, так что некоторые философы сейчас даже задаются вопросом, можно ли считать науку более объективной, чем мистицизм, интуиция и другие «нерациональные» системы постижения истины. Эти философы утверждают, что объективность – химера, поскольку все, в том числе и ученые, ограничены своей субъективной точкой зрения.

Д-р Хэтчер предлагает преодолеть это ограничение с помощью открытого признания мнения другого человека в начале любой философской дискуссии – так сказать, выложив карты на стол. Эта идея, по его мнению, восходит к Евклиду, выстроившему геометрию на пяти основных аксиомах. «Читатель, если пожелает, может отвергнуть аксиомы Евклида, но если он их примет, то должен принять и все дальнейшие утверждения Евклида, – пишет д-р Хэтчер. – Евклид изложил свою точку зрения совершенно ясно».

Д-р Хэтчер далее говорит, что применение этого подхода к современным философским рассуждениям станет ключевым шагом в преодолении разногласий, существующих между научными материалистами и постмодернистскими релятивистами по вопросу объективности.

Еще одно принципиальное положение минималистического подхода состоит в том, что он не отвергает возможности существования нематериальной действительности и явлений. «Философия минимализма допускает существование таких феноменов, как Божественное откровение, когда человек получает знание, превосходящее любые мыслимые источники, известные на данный момент времени», – пишет он.

Д-р Хэтчер, бахаи по вероисповеданию, сказал в интервью, что на развитие этого метода его  главным образом вдохновили Писания бахаи, имеющие в высшей степени разумную точку зрения на Бога, религию и теологию, а также придерживающиеся научного метода в постижении физической реальности. Автор цитирует в своей книге слова Абдул-Баха, считая, что он сделал крупный вклад в развитие минимализма. Вместе с тем  д-р Хэтчер указывает, что, хотя он и черпает вдохновение из веры бахаи, его приложение релятивистской логики к философским вопросам оригинально. Успех этого подхода становится очевиден в конце его небольшой (всего 128 страниц) книги, где он предлагает логичное доказательство существования Бога.

Хотя д-р Хэтчер уже говорил об этом доказательстве в своих предыдущих книгах, в «Минимализме…» он полностью развивает его. По сути, он берет читателя за руку и ведет его через сложные математические выражения символической логики, которая, по мнению д-ра Хэтчера, предлагает практически неопровержимое доказательство существования единственной, всеобщей и вечной Первопричины – того, что весьма похоже на Бога-Творца, как ее называют все мировые религии. Это доказательство слишком длинное, чтобы привести его здесь. Однако можно смело утверждать, что любой читатель, даже со скромными логическими способностями, найдет его весьма убедительным, если не совершенно неопровержимым.

На протяжении последних нескольких лет д-р Хэтчер представил это доказательство на многих конференциях. По его словам, никому пока не удалось опровергнуть его – по крайней мере, оставаясь в рамках современной логики. Учитывая это, можно ожидать, что д-р Хэтчер и его философия минимализма будут оказывать влияние на философскую мысль еще долгое время. Определенно, предлагаемые им идеи вдохновляют больше, чем прежние два пути.

Reprinted from ONE COUNTRY, the newsletter of the Bahá’í International Community.

Присылайте свои дополнения по адресу: bahai@email.ru              Дополнить / Прокомментировать

читать книгу

2006-2013 Независимая архивная служба «Архивы – память общины».
Сайт является индивидуальной инициативой. Не рецензируется НДС.
www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России
Коротко о Вере Бахаи  Уведомление  Пожелания к присылаемым материалам
Присылайте свои материалы для размещения на этом сайте bahai@email.ru

UNESCO Archives Portal

 

Сайт создан в системе uCoz