С заходом солнца 25
февраля мы вступили в волшебную череду дней,
называемых мистическим словом «Айам-и-Ха».
Нам хорошо известно,
что по календарю бахаи год состоит из 19
месяцев по 19 дней в каждом и, таким
образом, до солнечного года ему не хватает
четырех (в високосный год пяти) дней. Эти
дни, называемые также вставными днями,
помещены между предпоследним и последним
месяцами года и носят название Айам-и-Ха -
дни веселья, гостеприимства и подношения
подарков.
Об этих днях Бахаулла
писал:
«Во дни сии людям
Баха подобает устраивать хорошее угощение
для себя и своих родных, а кроме них – для
бедных и нуждающихся, и с радостью и
ликованием приветствовать и славить Господа
своего, петь ему хвалу и возвеличивать Имя
Его».
Но что значат дни
Айам-и-Ха для каждого из нас? И много ли мы
знаем об этих днях? Быть может, обращение к
истории нашей Веры поможет лучше понять их
значение и положение.
В таком случае,
начать стоит с самого календаря, введенного
Бабом и утвержденного Бахауллой.
У суннитов есть
прекрасная молитва, обычно читаемая во время
поста в месяц Рамазан, в которой к Богу
обращаются по Его именам. В этой молитве 19
обращений, каждое из которых упоминает одно
из имен и первым является имя «Баха»
(Слава). Баб употребил эти имена в том же
порядке и присвоил их 19 месяцам календаря
(например, «Величие», «Совершенство»,
«Воля», «Знание», «Честь», «Красота»,
«Милость»).
Позже Бахаулла отметил, что календарь
ведет отсчет с 1844 г. (года декларации
Баба). Интересно, что и дни недели в
календаре бади (теперь ставшем календарем
бахаи) названы качествами Бога, вместо
простого использования порядковых чисел (от
которых происходят названия дней недели в
принятом сегодня календаре: вторник – второй
и т.д.).
Явив календарь бади,
Баб не указал точное место для вставных
дней. Некоторые из ранних верующих включали
их в месяц Поста, другие прекращали
поститься за 4-5 дней до Навруза. В
Китаб-и-Агдас Бахаулла именовал вставные дни
«Айам-и-Ха» и определил их местоположение:
«Дни, остающиеся от месяцев, да будут
помещены перед месяцем Поста. Мы
распорядились, дабы они среди всех ночей и
дней были проявлениями буквы «Ха», и посему
они не связаны ограничениями года и месяцев
его. …а когда закончатся сии дни даяния, что
предшествуют дням воздержания, да приступят
они к Посту».
Получается, что
Айам-и-Ха отчасти предназначены для духовной
подготовки к Посту, служат напоминанием о
его приближении и способом
воспитания отрешенности от
материального, так необходимой во время
Поста.
Айам-и-Ха буквально
означает «дни Ха». «Ха» – буква в арабском
языке, соответствующая русской «Х», и одна
из трех арабских букв, составляющих слово
«Баха». И Баб, и Бахаулла следовали арабской
традиции, по которой каждой букве
присваивалось соответствующее численное
значение, и цифрам и буквам придавался
духовный смысл. В системе абджад эта буква
арабского алфавита имеет численное значение
5, что соответствует нумерологической сумме
букв в слове «Баб» и наибольшему возможному
числу вставных дней.
Но, оказывается,
буква «Ха» таит в себе ещё немало интересной
символики. «Ха» - также первая буква
арабского местоимения, которое обычно
используется в религиозных писаниях при
ссылке на Бога или «Сущность Божью». Буква
«Ха» сама по себе использовалась как символ
«Сущности Божьей» и стала предметом
множества сочинений на арабском, посвященных
разгадке ее тайн.
Бахаулла сделал
вставные дни «проявлениями буквы “Ха”», то
есть согласно символике – Днями Сущности
Божьей. Получается, что эти дни стоят в
стороне от обычного цикла недель и месяцев и
системы измерения времени, используемой
людьми. Они «не связаны ограничениями года и
месяцев его» - подобно тому, как безгранична
абсолютная по своей природе священная
Сущность Бога.
Таким образом,
Айам-и-Ха можно считать днями вне времени,
символизирующими вечность, бесконечность,
таинство и непознаваемую Сущность Бога.
Задумывались ли вы
когда-нибудь о подобном положении Айам-и-Ха?
Но давайте теперь
вернёмся в день сегодняшний. Стремительно
развивающуюся сегодня общину бахаи вполне
можно назвать обществом нового типа.
Неотъемлемой частью любого общества является
культура. Значит, и бахаи вполне могут иметь
свою культуру. Но есть ли она сегодня –
культура бахаи? И из чего она складывается?
Эта тема довольно
обширна и данная статья не ставит цели
развить её. Однако было бы хорошо, если бы
каждый из нас задумался о понятии «культура
бахаи» и о её составляющих.
Я же
заговорила о понятии культура бахаи в связи
с календарём бахаи и днями Айам-и-Ха. Мы уже
достаточно много знаем о нашем календаре, но
насколько широко мы используем его? И нужно
ли прививать его использование? Ответ на
этот вопрос в понимании того, чем является
календарь. Столь хорошо разработанный и
несущий в себе глубинный смысл прославления
Бога (вспомните об именах месяцев и дней
недели в календаре бади), не должен ли он
стать немаловажным элементом культуры общины
бахаи?
Мне кажется, что
подобный подход к календарю позволил бы нам
глубже понять духовный смысл Праздников
Девятнадцатого Дня, поразмыслить над именами
и качествами Бога и сделать наше
празднование дней Айам-и-Ха так же более
богатым духовно.
(По
материалам
статьи “Ayyám-i-Há:
Days Outside of Time” By Karla Jamir.)
К.Зайцева
Луч - Новости со
скоростью света!
Международный вестник бахаи.
# 42
26/02/06
"Айам-и-Ха: Дни вне
времени" статья из вестника бахаи.
(в формате
MS Word)
|