Архивы — память общины |
||||||||||||||
Поддержите этот сайт, установите у себя наш баннер
|
Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаиКнига «Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи» — это попытка навести отчаянно необходимый мост между так называемыми «научными материалистами» и «постмодернистскими релятивистами». Эти две группы представляют две основные школы в современной философии. Научные материалисты, опираясь на очевидную способность науки объяснить всё, что угодно, верят, что в мире нет ничего такого, чего нельзя увидеть, услышать, потрогать, или на чём нельзя поставить эксперимент. Постмодернистские релятивисты, с другой стороны, убеждены, что реальность нельзя так просто овеществить. Они утверждают, что любое знание относительно, чего бы оно ни касалось: культуры, науки или нравственных ценностей. К тому же, говорят они, никогда не удастся познать всё. В книге «Минимализм» д-р Хэтчер предлагает совершенно новый философский подход к этим проблемам, а затем и совершенно новое направление философской мысли вообще. Этот подход раскрывает новое понимание тех великих вопросов, которые занимали умы классических философов: есть ли Бог, в чём природа бытия, каково определение добра. Коротко говоря, д-р Хэтчер воспользовался современными достижениями логики, в частности, релятивистской логикой, на которой строится вся современная компьютерная наука, и применил их в области философии, например, для разрешения тех метафизических и этических вопросов, которые всегда столь упорно сопротивлялись анализу современной науки. Успешность его подхода становится очевидной в конце этой небольшой (128 страниц) книги, где он предлагает логическое доказательство существования Бога. Он делает вывод, что применение принципов релятивистской логики к данной проблеме позволяет доказать существование единственной, всеобщей и вечносущей Первопричины,— то есть того, что весьма напоминает Бога-Создателя, о Котором говорится во всех основных мировых религиях. Он называет свой подход «минималистическим», потому что «его суть состоит в систематическом предпочтении наиболее правдоподобного и разумного — в свете наших современных познаний — варианта». Согласно Хэтчеру, минимализм строго придерживается логики, использует научный эмпиризм там, где это оправданно, и открыто постулирует исходную точку зрения, чтобы смягчить ограничения, присущие человеческому субъективизму. В то же самое время этот метод ни в коем случае не притязает на истину в конечной инстанции, признавая ограниченность человеческого знания. В результате, как он пишет, возникает «проактивная философия, дающая несомненные результаты», «срединный путь» между «необоснованными ограничениями логического позитивизма» (а также научного материализма вообще) и «необоснованного субъективизма, свойственного постмодернизму». Например, одним из ключевых вопросов современности, актуальным для широкого круга дисциплин, от психологии и социологии до нейробиологии, является вопрос о природе субъективизма: откуда мы знаем, что что-то знаем? Постмодернистские релятивисты утверждают, что наверняка мы ничего знать не можем, поскольку точка зрения человека субъективна. Д-р Хэтчер заявляет, что это ограничение можно преодолеть, если в начале любой философской дискуссии открыто изложить своё мнение — так сказать, выложить карты на стол. Эта идея, по его мнению, берёт своё начало от Евклида, который построил всё здание геометрии на пяти аксиомах. «Читатель, если пожелает, может отвергнуть аксиомы Евклида, но если он принимает их, то должен принять и все дальнейшие утверждения евклидовой геометрии,— пишет д-р Хэтчер.— Евклид заявил о своей точке зрения совершенно открыто». Д-р Хэтчер далее говорит, что применение этого стандарта к современным философским дискуссиям станет ключевым шагом в преодолении разногласий, существующих между научными материалистами и постмодернистскими релятивистами по вопросу объективности. Ещё одно принципиальное положение минималистического подхода состоит в том, что он не отвергает возможности существования нематериальных причин и явлений. «Философия минимализма допускает существование таких феноменов, как Божественное откровение, когда человек получает знание, превосходящее любые разумно возможные источники, известные на тот момент времени»,— пишет он. Действительно, д-р Хэтчер, который сам является бахаи, сказал в интервью, что главным источником вдохновения для него послужили Писания бахаи, утверждающие разумную точку зрения на Бога, религию и теологию, и придерживающиеся научного метода в качестве главного способа постижения физической реальности. Хэтчер периодически цитирует в своей книге слова Абдул-Баха, считая Его мысли крупными вехами на пути развития минимализма. Вместе с тем, д-р Хэтчер указывает, что, хотя он и черпает вдохновение из Веры Бахаи, его строгий подход в применении релятивистской логики к философским вопросам оригинален. Рецензия Брэда Покорны на книгу «Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи» Уильяма С. Хэтчера. (Juxta Publishing. Гонконг.) За дополнительной информацией обращайтесь на http://www.juxta.com/main.cfm?SID=30 Информация взята с сайта Всемирной информационной службы бахаи www.bahaiworldnews.com Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачено: июль 2007) На эту же тему вы можете еще прочитать "Компьютеры, логика и «срединный путь» >> Уильям Хэтчер о книге "Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи" >> Также см. биографию У. Хэтчера >> Присылайте свои дополнения по адресу: bahai@email.ru |
«Минимализм: мост между классической философией и Откровением бахаи» Уильям С. ХэтчерДругие книги У. Хэтчера:Хэтчер У. в сотрудничестве с Вадимом Номоконовым и Леонидом Осокиным. Этика аутентичных отношений / Международный образовательный проект Аксиос. Издательство «Единение» Хэтчер У.С в сотрудничестве с В. Н. Номоконовым и Л.М. Осокиным. Этика аутентичности, Глава 1 2-е из. расш. и допол. Санкт-Петербург – 1998. – 80 с. / Международный проект морального образования Хэтчер У.С Понятие духовности. – Киев: МП «Феникс»., 1994. – 72 с. Хэтчер У.С. Беседы о религии, науке и морали; часть 5 / – СПб. 1997. – 48 с. Хэтчер У.С. Экономика и моральные ценности. Пер. с англ. С.-Петербург. / Проект морального образования, 1997. – 32 с. Хэтчер У.С. Китаб-и-Агдас: принцип причинности в мире бытия. Пер. с англ. С.-Петербург. / Международный проект морального образования AXIOS, 1998. – 48 с. Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. – 337 с. Также см. биографию У. Хэтчера
|